Добро пожаловать на сайт Информационно-методического центра Динского района
ИТРПК (Рудкова С.Г.)
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи

Индивидуальный образовательный  маршрут и индивидуальная образовательная траектория педагога 

   Современной школе, активно ведущей инновационную деятельность, требуются учителя с высоким творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными способностями, умениями самообразовываться и самосовершенствоваться, что, как ожидается, ведет к профессиональному росту педагогов.
   Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию и построению индивидуальной траектории профессионального развития.
   Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями педагога. Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», которая реализуется посредством индивидуального плана-программы развития профессиональной компетентности педагога.
   Современное средство профессионального саморазвития педагогов – план-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности», т.к. цели которые не зафиксированы на бумаге остаются простыми желаниями.
   Таким образом, индивидуальная образовательная траектория (движение вперёд) предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент плана-программы), а также разработанный способ его реализации (форма представления результатов, анализ, место представления результатов).
   Чтобы обеспечить методическую поддержку педагога в межкурсовой период и снять серьезные затруднения в освоении нового подхода в обучении следует внимательнее рассмотреть и в полной мере использовать потенциал таких форм обучения как педагогическое общение, практическая деятельность и самообразование.
   План-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности» (далее ИТРПК) может служить тем средством, которое будет способствовать профессиональному саморазвитию педагогов в освоении инновации. При этом каждый педагог, реализуя (выполняя) свою программу профессионального роста, стремиться решить свои собственные профессиональные задачи. Для методической службы  школы – ИТРПК это один из механизмов системной организации освоения инновации внутри образовательного учреждения и составляющая единица плана методической работы.
   ИТРПК предусматривает все формы педагогического общения и определяет содержание самообразования по проблеме инновации. Главный принцип построения плана-программы ИТРПК – активная позиция учителя, мотивируемая и организуемая методической службой школы.
   Существуют два типа ИТРПК: 
   1-й тип соответствует переходу:

  
   2-й тип соответствует переходу:

   Составляющие компоненты деятельности каждого педагога индивидуальны, но для обеспечения методического сопровождения они должны органично вписываться в систему методической работы школы.
   Начинать разработку плана-программы ИТРПК следует, прежде всего, с определения роли каждого педагога на различных этапах методического мероприятия (разработка, подготовка, проведение, анализ) согласно их целей деятельности и ролевых позиций:

   Конструирование ИТРПК (индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности) педагога необходимо по следующему алгоритму:  
Установить свой уровень профессиональной компетентности (стажёр, практик, технолог, мастер).
Определить свою роль в мероприятиях согласно уровня.
Изучить план методической работы образовательного учреждения.
Проанализировать работу план методической работы с позиции собственного участия.
Разработать авторскую программу ИТПР (индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности).
   Внедрение плана-программы индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности следует начинать с разработки плана методических мероприятий образовательного учреждения ответственным за методическую работу образовательного учреждения.
   Затем необходимо разработать «Положение об индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции (ИТРПК) педагогов» и утвердить  протоколом педсовета (Приложение 1), составить карту роста профессионального мастерства учителя (Приложение №2),  и по определённой форме заполнить карту «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции педагога» (Приложение №3).
Подводя черту всему сказанному, можно сказать, что построение плана-программы позволяет включить каждого педагога в методическую работу образовательного учреждения, способствует созданию благоприятных, легко управляемых условий для продвижения педагогического коллектива в оптимальном режиме на пути освоения современных образовательных технологий. Приращение уровней мотивации и компетенции в этом случае могут служить критериями оценки результативности методической работы образовательного учреждения.

Приложение 1
Положение
об индивидуальной траектории развития
профессиональной компетенции (ИТРПК) 
 педагогов БОУ СОШ № … станицы …

1. Общие положения об индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции  

Цель:  способствовать профессиональному развитию  педагога и создание условий для его самообразования. Обеспечить переход от предметно-методической парадигмы подготовки учителя-предметника к формированию профессиональных компетентностей учителя-профессионала

Задачи:

• Обеспечение включенности каждого педагога  в свой образовательный процесс в соответствии со своей зоной актуального развития и своими проблемами реальной практики

•Стимулирование повышения научно-теоретического, научно–методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Закон РФ «Об образовании»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г. Пр. №271
Приоритетный национальный проект «Образование» 
Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
Федеральный закон «Об образовании в РФ», утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Устав школьного учреждения
Трудовой кодекс
Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Минздравсоцразвития 26.08.2010 

1.2 Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции  – нормативный документ, определяющий личностно-значимые цели повышения квалификации, формы и сроки  их реализации, а также критерии результативности.

1.3 Уровень сформированности профессионализма зависит от характера отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом. Видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного самообразования учителей школы.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции  - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого педагога в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последующего этапа осмыслены,  обоснованы и логически взаимосвязаны. 
Индивидуальная образовательная траектории педагога может включать такие аспекты как:
обучение на курсах повышения квалификации,
обобщение и распространение опыта через районное и школьное методические объединения  по вопросам выбранной темы,
СМИ,
участие в конкурсах различного уровня, 
самообразование.

2. Порядок и содержание деятельности учителя   по проектированию и реализации индивидуальной образовательной программы.
2.1 Участниками административного процесса планирования, организации и осуществления контроля работы педагогов образовательного учреждения над методической темой являются: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной и  методической  работе, руководители ШМО.
2.2  Руководители школьных методических объединений (ШМО) обеспечивают организацию работы над методической темой, своевременный выбор темы работы педагогами, оказывают помощь в планировании индивидуальной образовательной траектории, организовывают методические консультации, промежуточные отчеты (не мене 1 раза в год) и обобщение опыта педагога по завершению работы над методической темой. 
2.3  Администрация школы обеспечивает образовательное пространство для педагогов  как для обобщения и распространения наработанного опыта, так и для получения  недостающих знаний. 
2.4 На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.
3.   Выбор темы.
3.1 Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.
3.2 При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.
4.    Сроки работы над изучением темы.
4.1. В зависимости от обширности выбранной темы учитель может работать над ней от    
           одного года до пяти лет.
5.   Требования к содержанию  ИТРПК (индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности).
   Форма ИТПРК разработана, включает в себя информационную карту педагога и план мероприятий по направлениям (Приложение): 
 - Практическая деятельность
- Профессиональное общение
-Самообразование 
 ИТРПК строится с учетом этапов учебной деятельности, направленной на усвоение учебного содержания: осмысление, понимающую деятельность, апробирование, практическое применение, деятельность по обучению других, творческие отчеты, предусматривает систематическую рефлексию состояния в парах, группах.

      6.   Контроль за самообразованием педагогов.
6.1 В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в конце учебного года заполняется таблица: "Карта роста профессионального мастерства педагога" (Приложение №)

6.2 В плане методической работы образовательного учреждения и ШМО должны отражаться:  
­ Организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный выбор методической темы педагогами и составления плана индивидуальной образовательной траектории);
­ Представление промежуточных результатов работы над методической темой (на заседаниях ШМО, педагогических чтениях, в ходе школьных методических недель и др.).
­ Ежегодные отчеты педагогов ОУ о рабате над методической темой.
­ Обобщение опыта и представление итогов работы над методической темой.

6.3  По итогам работы над темой самообразования  проводится корректировка ИТПРК профессионального развития каждого педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования учителей.



Положение разработано и внедрено заместителем директора по УВР Бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 34» Спириади Натальей Юрьевной.


Приложение №2

Карта роста профессионального мастерства учителя ________________
БОУ СОШ №  ст.
  Ф.И.О.
на 2013-2014 учебный год


 Образование
Педагогический стаж
Квалификационная категория (какая, год)
Курсы повышения квалификации (какие, год)
Осуществление наставничества (ФИО молодого специаиста)
Деятельность в школе, районе (тьютер, руководитель ШМО, РМО...)

Показатели роста уровня профессионального мастерства






Дата заполнения________________________       
Подпись учителя______________________

Приложение №3

Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции учителя _____________ БОУ СОШ № ст. 
Ф.И.О. на 2013-2014 учебный год

Уровень педагогического мастерства:  учитель – "мастер"("стажер", "практик", "технолог")

Образование
Педагогический стаж
Квалификационная категория (какая, год)
Курсы повышения квалификации (какие, год)
Осуществление наставничества (ФИО молодого специаиста)
Деятельность в школе, районе (тьютер, руководитель ШМО, РМО...)


Проблема над которой работает школа:
Методическая тема школы:
Тема самообразования:
Цель профессионального развития:
Задачи профессионального развития:
Срок реализации плана:

Участие в методических мероприятиях по совершенствованию педагогического мастерства


Согласовано
протокол заседания МО 
№___ от  _____2013г.
Руководитель МО
____________  Охина Т.А.

Согласовано
заместитель
директора по УВР
__________(дата)
________Спириади Н.Ю.





Просмотров: 3504 | Добавил: Гость | Дата: 20.05.2024

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы сайта
Опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 63
Форма входа

Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Контакты
Адрес и телефон
353200, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ДИНСКОЙ РАЙОН, СТ-ЦА ДИНСКАЯ, УЛ КРАСНАЯ, Д 82 86162-6-27-11
На правах рекламы
Рекламный блок