В ноябре 2015 года согласно плану работы КУ ИМЦ проводилось изучение адаптации учащихся 1 – х классов ОО:
№2 ( Бутковская Н. М., Буц Е. Ю., Филненко Л. А.)
№ 3 (Мельникова И. Н., Акатьева Н. А., Кабатчикова Л. В.)
№ 4 (Ахунова О. И., Холопица Ю. Е.)
№14 (Григорян Н. Э.)
Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий УВП, соблюдение требований к современному уроку.
Технология: посещение уроков, собеседование с учителем и учащимися.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.
С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия. Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой четверти проводится по 3 урока по 35 минут каждый. Со второй четверти в первом классе проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый, в середине учебного дня организована динамическая пауза, продолжительностью 40 минут.
В результате посещения уроков математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира было выявлено, что учителя первых классов стремятся обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования.
Для успешного решения возникающих проблем учителя на уроках использует игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь.
Физкультурные минутки проводились в каждом классе в основном двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз, рук или релаксационные паузы.
Постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Преподаватели используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Учителя продумывают воспитательный аспект: детьми усваиваются и знания, и поведенческие навыки, необходимые для сохранения и развития собственного здоровья.
Чтение играет огромную роль в образовании и развитии человека. 60% учеников читают хорошо. Соблюдают знаки препинания. Читают выразительно, плавно. Редко допускают ошибки.30% читают медленно, прочитанное понимают. 10% учеников читает слабо. Испытывает трудности при сложении слогов.
В кабинетах, где занимаются первоклассники, соблюдаются: режим проветривания и освещённости классной комнаты. После занятий проводится влажная уборка класса. В кабинете есть необходимые стенды, помогающие в работе с детьми.
Из наблюдений за первоклассниками, беседы с учителем и анализа посещённых уроков в первом классе можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
-Ученики 1-го класса знакомы с правилами поведения в школе;
-Первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
- Знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
- Хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, столовая, и др.
Выводы и рекомендации:
1. В школах созданы условия, благоприятно влияющие на учебно - воспитательный процесс в первых классах.
2. Работа учителей на уроках строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, но её эффективность необходимо повышать.
3. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности уч-ся.